Хоббильери: Мир творчества и рукоделия - История декупажа
Уважаемые посетители!
В настоящий момент наш сайт находится в активной разработке, пополняются основные разделы, добавляется материал, поэтому заранее приносим свои извинения, если какие-то страницы будут не завершены.
Но это не мешает вам принимать участие в жизни нашего Клуба и общаться на форуме!


Последние сообщения на форуме
Handmade и семья (10:31)
Теддимания. Мастерская (09:15)
"Тыквоголовки". Мастерская (08:41)
Тильды. Мастерская (15:26)
Тряпиенсы. Мастерская (11:34)
Идеи хранения материалов (13:59)

История декупажа

 
Декупаж имеет долгую и увлекательную историю, которая уходит вглубь веков. Тот декупаж, каким мы знаем его сейчас, возник далеко не сразу, меняясь и развиваясь со временем. Но давайте обо всем по порядку.

Декупаж – это декоративная техника, в основе которой лежит вырезание изображений из различных материалов (бумаги, ткани, кожи и т.д.),  последующий их перенос и закрепление на всевозможных поверхностях (дерево, бумага, ткани и т.д.).  Термин «декупаж» возник лишь в XX веке и произошел от французского слова «decouper» - вырезать, кроить. Но сама техника появилась намного раньше.

По некоторым данным, уже в XII веке китайские умельцы вырезали из бумаги узоры и украшали ими фонари, окна, подарочные коробки… Но и в Китае эта техника являлась заимствованной. Похожая практика применялась кочевниками Восточной Сибири еще до нашей эры, правда в качестве рабочего материала там использовали доступный кочевым народам войлок. Считается, что именно оттуда прототип декупажа попал в Китай, где к тому времени уже появилась и активно использовалась бумага.
 
Так или иначе, но современный декупаж больше похож на то, что зародилось в раннем Средневековье в Европе. Как новый вид искусства, декупаж впервые упоминается примерно в конце XV века в Германии, именно там для украшения мебели стали использовать вырезанные картинки.
 
В XVII веке в Венеции наступает пик увлечения техникой декупажа, когда  в моду вошла мебель, украшенная в китайском или японском стиле.  Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака. В то время декупаж одной работы в некоторых случаях мог длиться в течение нескольких лет. Подобные аппликации позволяли столярам имитировать дорогие товары из Китая и Японии, что было гораздо дешевле оригиналов, но не менее популярно. Такие изделия получили название «lacca contrafatta» - фальшивый лак.

Наряду с этим видом декора, представители состоятельного класса прибегали к услугам искусных художников для росписи мебели, потолков и стен в своих домах. Со временем в связи с высоким спросом и немалой стоимостью такой работы, появилась альтернативная форма декорирования – рисунки популярных художников вырезали, приклеивали и покрывали лаком, чтобы те были похожи на оригинальные работы мастеров. Таким образом, появилось альтернативное определение -  «l’arte del povero», искусство бедняков.

Говоря о декупаже XVIII века, нельзя не вспомнить о Мэри Делани (1700-1788). Это была очаровательная, остроумная и очень талантливая женщина. Как говорили в то время, она была склона к изящным искусствам.  К ее увлечениям относились вышивка, рисование, вырезка из бумаги силуэтов, украшение раковин.
 
В 1768 году Мэри Делани открыла новую для себя технику, как она сама ее называла - "бумажная мозаика”, которая впоследствии принесла ей славу. Она вырезала из бумаги множество деталей, изображающих части растений, причём стремилась к максимально точному воспроизведению натуры. Вырезанные части раскрашивала и наклеивала на основу, преимущественно чёрную. Таким образом, Мэри создавала реалистичные и очень детальные изображения всевозможных растений. Благодаря дружбе с герцогиней Бентинк, Делани познакомилась с королём Англии Георгом III и его супругой королевой Шарлоттой. В силу своего воспитания, образования и остроумия Мэри со временем стала другом и наперсницей августейшей четы.

В 1895 году родственница и наследница Мэри Делани, леди Лленовер, передала в Британский музей десять альбомов, содержащих в целом около тысячи из сделанных Мэри 1700 работ – её "бумажных мозаик”. Работы эти и по сей день экспонируются в выставочных залах музея.

Как и Мэри Делани, многие знатные женщины стали искусно управляться с ножницами и были поглощены искусством лакированных вырезок. Таким образом, в XVIII веке декупаж стал популярен в Европе среди представителей высшего общества уже в качестве своеобразного развлечения. Один из самых больших размахов этот вид  хобби приобрел среди молодых леди, особенно при дворе французского короля Людовика XV. Его официальная фаворитка, Маркиза де Помпадур, покровительствовавшая наукам и искусствам, также увлекалась декупажем.
Спустя более 40 лет, другая не менее известная женщина, французская королева Мария-Антуанетта, вместе со своими придворными дамами любили коротать время за занятиями декупажом, а точнее украшать и без того роскошные предметы своего обихода работами величайших художников. Да-да, к сожалению, не только копии картин, но и сами работы Антуана Ватто,  Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара,  Филиппа Пильмана, и многих других выдающихся художников использовались в процессе декупажирования, и были безвозвратно утеряны.

В Англии XVIII века данное мастерство, и вообще лакировка предметов, получили название Японский стиль. Дамы с художественными способностями вырезали картинки, наклеивали их на шляпные коробки, подставки для париков, каминные экраны, предметы туалета и этим занимали себя часами. Многие замечательные примеры изящных вырезок, росписи и композиций до сих пор можно увидеть на бюро, шифоньерах, шкафчиках, и другие предметах мебели того времени. В 1760 г. некий лондонский издатель, Роберт Сайер, опубликовал книгу под называнием «Развлечение для Дам или искусство Японского Стиля» (The Ladies Amusement or The Art of Japanning Made Easy). Книга содержала 1500 иллюстраций для художников-ремесленников, но издание пользовалось особенной популярностью у творческих леди, которым нравилось красить, вырезать и клеить симпатичные картинки. Пять страниц книги было посвящено инструкции по окрашиванию, приклеиванию, лакировке и полировке вырезок. Этим инструкциям предшествовало руководство по составлению композиций, где читателю советуют, как сочетать предметы. «Если в основе дизайна лежит европейский мотив, то никаких экзотичных и нелепых предметов… бабочку, поддерживающую слона, и другие абсурдные образы».
 

 
В XIX веке, когда в Европе наступила Викторианская эпоха, ручная роспись и замысловатые вырезки получили распространение уже в более широких слоях населения, а не только среди знати. Благодаря росту технического прогресса стала производиться декоративная бумага – готовые листы с целыми коллекциями изображений для вырезания. И это позволило декупажу проникнуть практически в каждый дом. Таким образом, к середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнам.

В начале XX века декупаж, как и многих другие направления искусства, стал менее реалистичным и более абстрактным. Такие художники, как Пабло Пикассо и Анри Матисс использовали декупаж в своих работах. Одними из наиболее известных примеров использования декупажа являются картины "Blue Nude" и "Парижский танец" Матисса.

Сегодня эта старинная техника снова в моде и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров. В России интерес  творческих людей к декупажу начал проявляться не так давно.

В наше время появились новые возможности для декупажа, позволяющие значительно облегчить традиционную технологию, ускорить ее и делать работу более увлекательной, благодаря использованию новых разнообразных и оригинальных материалов, новых видов бумаги и прежде всего новых лаков и других современных отделочных материалов. Появились новые технологии – самая распространенная них «салфеточная техника», или «салфеточный декупаж». Появился декупаж из ткани и на ткани, трехмерный декупаж с применением компьютерных технологий, объемный декупаж с применением модельной массы. К тому же появились дополнительные, не использовавшиеся ранее в декупаже, приемы – золочение, состаривание, кракле и другие. Доступность цветных принтеров и различной бумаги позволяет распечатать любую понравившуюся картинку в нескольких экземплярах и использовать ее для декорирования.

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день стилей декупажа - «прованс», «викторианский стиль», «шебби-шик», «этно».

По материалам из Интернета.

Категория: Авторские куклы
Сувенирная кукла. Лепка головы.
Категория: Авторские куклы
Формирование тела куклы на проволочном ка...
Категория: Вышивка
МК по вышивке кулона "Flower Petals&...
Категория: Украшения и костюмы
Древний Египет : костюм, головные уборы, ...
Категория: Декупаж
Шкатулочка «Юная леди»
Категория: Для дома и интерьера
МК: Рамка из песка и ракушек